Директор факультета логистики Университета «Синергия», председатель Комитета по транспортной инфраструктуре и логистике Делового Центра экономического развития СНГ Екатерина Еремина выступила модератором и инициатором заседания «Современные вызовы и проблемы в сфере негабаритных перевозок: нормативные барьеры, международное влияние и системные риски».
Мероприятие открыл генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ Вадим Ганин. Также на сессии выступили:
- генеральный директор ООО «НЕГАБАРИТИКА» Вячеслав Бородин;
- управляющий ИП ООО «Ваген» Алексей Вдовин;
- генеральный директор ООО «ДЖИ Логистик» Роман Гаврилов;
- бенефициар ООО «БАРС ПРОФИ» Камиль Галиев;
- управляющий директор проекта ФНС Сергей Горбачев;
- заместитель директора ООО «АВТОТРЕСТ» Елена Горячева;
- генеральный директор ООО «Группа АСГ» Александр Ильин;
- председатель Совета директоров ООО «БалтикаСпецТяж» Владимир Колесов;
- генеральный директор транспортно-экспедиционной компании ООО «ЭТОС-ПАРТ» Константин Петерсон;
- генеральный директор ООО «Ставтрансгрупп» Владимир Савенко;
- директор ООО «СМАРТ-ЛОГИСТИК» Марат Саляхов;
- генеральный директор ООО «ГТК» Андрей Соколов;
- генеральный директор ООО ГК «СОКОЛ» Дмитрий Соколов.
Основными темами заседания стали:
- Проблемы рынка негабаритных перевозок. Эксперты подчеркнули катастрофические потери экономики страны — порядка 2 трлн рублей ежегодно — из-за низкой эффективности действующих норм транспортировки крупногабаритных грузов. Регулирование процесса оформления разрешений превратилось в сложную бюрократию, зачастую приводящую к крупным финансовым потерям и судебным спорам.
- Необходимость реформы. Было предложено создать независимый Экспертный совет, включающий специалистов из разных отраслей, а также представителей других государств СНГ. Участники отметили важность международной солидарности для повышения привлекательности российских перевозчиков на международных рынках.
- Международный опыт. Особое внимание уделено положительному опыту Белоруссии и Казахстана, внедривших эффективные системы автоматизации обработки документов и упрощения процедур разрешения транспортных операций. Белорусская АИИС позволяет оформлять разрешение всего за несколько часов, сокращая финансовые и временные затраты. Казахстанская программа поддержки малых перевозчиков показала значительный рост выдачи разрешений.
- Позиция российского законодательства. Действующее регулирование базируется на федеральных законах и постановлениях правительства, но требует изменений ввиду неэффективности и высокой нагрузки на бизнес. Сегодня отсутствие прозрачности и единых стандартов создает дополнительные сложности и увеличивает расходы предприятий.
- Решение проблем гармонизации законодательства. Отмечается необходимость формирования общего правового пространства среди стран СНГ, включая разработку универсальной методологии расчетов компенсаций и ущерба автомобильным дорогам. Это обеспечит стабильность и привлекательность рынка грузоперевозок для иностранных инвестиций.
Таким образом, заседание подчеркнуло острую потребность в модернизации существующих законодательных норм и выработке совместных решений между странами СНГ для устойчивого роста транспортного сектора и повышения экономической безопасности региона.