Преподаватель кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Артем Сложеникин, известный под ником «Ups», сейчас активно работает над организацией Всероссийской спартакиады по киберспорту. К своим 30 годам Артем Сложеникин успел добиться успехов и в физическом, и в цифровом спорте, причем не только как игрок, но и как тренер и обозреватель киберспортивных трансляций, а также ярко проявил себя в науке и преподавании. Как ему удается все совмещать и все успевать, он рассказал в эксклюзивном интервью.
— Артем, почему вы решили связать свою карьеру с киберспортом?
— Все просто. Около 10 лет я профессионально занимался греко-римской борьбой, регулярно выступая на чемпионатах Москвы и России. Поскольку я довольно успешно выступал за московскую сборную, тренер рекомендовал мне получить качественное спортивное высшее образование. Поэтому в 2012 году я поступил в Российский университет спорта «ГЦОЛИФК» (РУС «ГЦОЛИФК») на кафедру единоборств. Тогда же я начал активно выступать за сборную вуза, выступал на первенствах Москвы и России. К сожалению, на втором курсе, в 2014 году, я получил серьезные спортивные травмы: у меня вылетело плечо, порвался мениск и повредилась спина. В процессе восстановления осознал, что профессионально заниматься борьбой больше не смогу. Но при этом у меня остались интерес к спорту, спортивный азарт и состязательный дух. Поэтому я начал выступать в роли помощника тренера: проводил тренировки и отвечал за поддержание спортивной дисциплины.
— Как вы пришли в киберспорт?
— Занимаясь фактически тренерской деятельностью, я быстро понял, что мне этого мало. Для меня важно чувствовать себя частью спортивной команды, соревноваться и бороться. Тогда я открыл для себя увлекательный мир компьютерного спорта и киберспортивных соревнований.
Собственно, видеоиграми я начал увлекаться довольно рано. У меня была первая PlayStation, известная также как PSone, появившаяся в 2000 году. Кроме того, отец давал мне поиграть на своем рабочем ноутбуке. Тогда я играл в основном в обычные, некиберспортивные сюжетные игры.
— Расскажите, пожалуйста, немного подробнее про тренерский опыт в Valorant.
— В 2020 году мои коллеги, с которыми я играл в Overwatch, пригласили меня поучаствовать в создании команды по Valorant, но в качестве тренера, так как я уже длительное время не играл. Однако мои киберспортивные навыки и опыт, а также фундаментальные спортивные знания в совокупности давали уверенность, что я смогу успешно адаптироваться к любой игре и наладить в ней все процессы. Так начался мой профессиональный путь в Valorant. Через некоторое время Максим Айратович Залилов позвал меня поучаствовать в создании команды Team Empire. Под эгидой этой организации мы сыграли один турнир, но в финал не прошли, после чего команда была расформирована. Затем по результатам моей работы меня пригласили в состав 5 Smokes, где я довольно долго проработал. После этого в начале 2021 года нас подписала азербайджанская организация GMT (Guardians of the Maiden Tower). Около года мы выступали за эту организацию, участвовали как в «минорах», так и в «мейджорах», выиграли португальские, азербайджанские, московские турниры. Во время работы удалось посотрудничать со многими культовыми киберспортсменами. Среди них Нормунд «sharyk» Фатерин, Доминикас «MiniBoo» Лукасявичюс, Семён «purp0» Борчев и другие ребята. Продолжаем плотно общаться и поддерживаем друг друга в различных жизненных ситуациях.
— А как произошел переход из киберспорта в науку и преподавание?
— С 2016 до 2018 годы я учился в магистратуре РУС «ГЦОЛИФК». Свою магистерскую диссертацию на тему «Подготовка спортсменов в компьютерном спорте с использованием программно-тренажерного комплекса в дисциплине боевая арена (Dota 2)» я написал и защитил на «отлично» под научным руководством заведующего кафедры теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий Михаила Алексеевича Новоселова. Вместе с ним и заведующей кафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Еленой Николаевной Скаржинской я углубленно исследовал функциональную подготовленность квалифицированных спортсменов в компьютерном спорте и возможности их подготовки с помощью программно-тренажерных комплексов. Тогда же мы с Еленой Николаевной разработали и запатентовали компьютерную программу для исследования когнитивных способностей киберспортсменов в дисциплине «боевая арена», которая позволяет выявить у тестируемого специальные счетные способности на основе вычисления в представленном видеофрагменте игры количества способностей, используемых игровыми персонажами команды и команды соперников вместе и фиксации времени сенсомоторной реакции на ответ, в котором необходимо указать расчетное количество способностей. Программа может использоваться как тренажер в процессе спортивной подготовки киберспортсменов. Именно благодаря им я вошел в мир профессиональных научных исследований спорта и увлекся академической наукой.
В 2019 году я стал старшим преподавателем кафедры теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий РУС «ГЦОЛИФК», потом был заведующим кабинетом, а в 2021 году возглавил там же лабораторию. В 2022 году я стал работать в Московском центре воспитательных практик (МЦВП) под руководством моего бывшего коллеги по РУС «ГЦОЛИФК» Максима Айратовича Залилова, который сейчас возглавляет отдел развития хайтека и цифровых видов спорта МЦВП.
У нас с Максимом Айратовичем было немало успешных совместных проектов и кейсов. Больше всего я, конечно, горжусь, что в 2020 году команда воспитанников первой в России «Кибершколы» победила на Чемпионате мира по игре Valorant среди школьников. Мероприятие проводила Международная федерация школьного спорта (International School Sport Federation). Наши ребята выиграли в финале в очень конкурентной борьбе со счетом 2:1. Менеджером команды выступал Максим Айратович Залилов, я был в качестве тренера. А председателем управляющего совета «Кибершколы» является Елена Николаевна Скаржинская.
— А как вы оказались на кафедре киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия»?
— Меня в этом году пригласила преподавать Елена Николаевна. Я преподаю и веду дипломные работы у колледжистов. У меня сейчас 15 дипломников. Я читаю курсы по профессии в игровой индустрии, рассказываю, как правильно организовать стриминг и broadcast, работу в социальных медиа и копирайтинг в киберспорте и игровой индустрии. Самое приятное для меня, что моими коллегами на кафедре киберспорта стали люди, во многом определившие мое профессиональное становление как ученого и преподавателя, прежде всего —Елена Николаевна Скаржинская и Максим Айратович Залилов.