В условиях экономического кризиса экономики и роста безработицы для многих единственный выход — создание своего бизнеса, самозанятость. Но ведение бизнеса требует специальных и обширных знаний.
Какой должна быть система предпринимательского образования, «РГ» рассказал президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП), ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия», профессор Юрий Рубин.
Юрий Борисович, любой ли человек может стать бизнесменом?
Юрий Рубин: Согласно опросу ВЦИОМ, 23% россиян хотели бы открыть собственный бизнес. Но одного желания мало, нужна еще и компетентность. Однако у нас в стране основная масса людей предпринимательству никогда не обучалась. В мире предпринимательству уже давно обучают в университетах и колледжах. У нас же есть лишь краткосрочные курсы и бизнес-тренинги. К сожалению, предпринимательство в России не признано самостоятельным направлением профессиональной деятельности. Отсутствуют и профстандарты предпринимательской деятельности. Для изменения ситуации и разработки модели предпринимательского образования и была создана наша ассоциация, которая объединяет преподавателей российских вузов и колледжей, преподающих эти дисциплины. Разработку первой модели обучения РАОП завершила в прошлом году. Одним из первых в России начал ее апробацию университет «Синергия».
Какие предметы включены в курс обучения?
Юрий Рубин: Среди ключевых компетенций мы выделили создание нового бизнеса, его ведение, развитие, а также прекращение участия в бизнесе. Курс дает знания в области проектной, инновационной, коммуникационной и конкурентной деятельности. Кроме того, компетенции в сферах права, экономики, финансов. И более прикладные — в области внутрифирменного менеджмента, продаж, аналитики, переработки, накопления и передачи информации. А также общепрофессиональные — например, умение работать в команде или преодолевать стрессы.
Модель обучения предназначена для вузов?
Юрий Рубин: Она может быть использована на разных уровнях — от среднего профессионального образования до высшего и дополнительного образования. В каждой из программ набор дисциплин может быть разным. В этом году мы будем обсуждать учебные планы, проработаем подходы к программам для магистратуры и аспирантуры. Хотелось бы, чтобы изменилось и отношение государства к тому, что мы делаем. В условиях глобальной конкуренции ставку надо делать на отечественных предпринимателей. Готовить их так, чтобы они были конкурентоспособными на мировом рынке.