Приёмная комиссия 2025

Дума критикует подготовку к секвестру

25.06.2015

Андрей Коптелов, директор Центра экономических исследований Университета "Синергия", прокомментировал подготовку кризисного бюджета на ближайшие три года в специальном материале "Независимой газеты"

Подготовка кризисного бюджета на ближайшие три года вызывает острые столкновения Минфина с Госдумой. В начале июня парламентарии в пух и прах раскритиковали проект налоговой политики на 2016–2018 годы (см. «НГ» от 03.06.15). Вчера похожая судьба на парламентских слушаниях ждала «Основные направления бюджетной политики», над которыми также работал Минфин. Предстоящий секвестр госрасходов вряд ли нашел бы поддержку в Госдуме. Поэтому ведомство Антона Силуанова решило не показывать свой проект депутатам, а сразу утвердить его на правительственной бюджетной комиссии, которая будет заседать сегодня. Не удалось думцам толком и повысить эффективность бюджета – поскольку, по признанию главы Счетной палаты, никто не знает, что это такое. Основное требование депутатов оказалось простым – не сокращать финансирование Госдумы без ее собственного согласия.

Вчера в Госдуме состоялись парламентские слушания об эффективности расходов федерального бюджета. На них депутаты хотели убедиться, что в бюджете-2016 не будет огульных и необоснованных сокращений. А под секвестр попадут действительно неэффективные расходы.

«При сокращении бюджетных расходов должен быть использован системный, понятный и прозрачный подход. Не просто незамысловатое секвестрирование бюджета на 5%, 10% или 15%, а рациональное перераспределение средств с учетом долгосрочных целей, необходимости инвестиций в приоритетные стратегические проекты, в приоритетные направления и, конечно, инвестиций в человеческий капитал», – поставил задачу на открытии слушаний спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Правда, решить ее оказалось почти невозможно. Оказалось, что основных направлений для бюджета-2016 толком никто не видел. Точно так же как нет и ясного определения – что же такое бюджетная эффективность.

«К сожалению, вынужден констатировать: до настоящего времени Госдума основные направления бюджетной политики не получила. Впрочем, не получила эти основные направления до сих пор и Счетная палата (СП) РФ», – заявил вчера глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. К его позиции присоединился и спикер. «Коллеги из Министерства финансов представили проект Бюджетного кодекса в профильный комитет по бюджету и налогам, предложив дать замечания к такому важному и объемному документу, по сути, в течение трех дней – срок крайне малый. Я могу сказать, что если проект Бюджетного кодекса будет внесен в Госдуму в таком виде, то его ждет, очевидно, непростая судьба», – заверил Сергей Нарышкин. 

В то же время у парламентариев остается к Минфину и ряд других вопросов. Один из них касается относительно низкой эффективности расходов федерального бюджета. По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, на низкую эффективность бюджетных расходов может указывать и тот факт, что до текущего момента действующее бюджетное законодательство РФ не дало определения четких критериев их эффективности. «У нас отсутствует комплексная система оценки эффективности расходов, не формализованы критерии, с помощью которых можно сделать вывод о том, эффективно ли израсходованы бюджетные средства», – сообщила она. Для оценки эффективности бюджетных расходов достигнутые показатели часто сравнивают с плановыми, при этом показатели устанавливаются самими ведомствами. «Это говорит об отсутствии вовлеченности в данную процедуру других участников бюджетного процесса и гражданского общества», – считает Голикова. «Оценка же эффективности должна быть направлена не только на сравнение установленных и фактически достигнутых показателей и затраченных средств, но и на анализ полноты и качества социально-экономических эффектов и степени удовлетворенности предоставляемых услуг», – полагает Голикова.

В качестве таких примеров глава Счетной палаты привела «низкую эффективность» закона о контрактной системе. «К сожалению, не все механизмы контрактной системы, которые должны были заработать в первоначальном законе, заработали. И не привели к повышению эффективности в этой части бюджетных расходов», – сказала она на парламентских слушаниях. «В результате мы пока оцениваем как низкую эффективность закона о контрактной системе», – подчеркнула Голикова. По ее словам, в 2014 году увеличился объем крупных закупок стоимостью свыше 1 млрд руб. – до 1,7 трлн руб., или 27% к общему объему закупок, что на 26% превышает показатель 2013 года. При этом большая часть таких закупок осуществляется на федеральном уровне (73%) и почти третья часть осуществляется у единственного поставщика. «Экономия же по итогам осуществления госзакупок в 2014 году снизилась на два процентных пункта по сравнению с 2013 годом (до 5 с 7%)», – сообщила глава Счетной палаты.

Другим подобным примером неэффективного использования бюджетных средств, по ее мнению, являются взносы РФ в капиталы госкомпаний, фактически превращающиеся в беспроцентные кредиты. «Бюджетные взносы в крупные российские компании используются неэффективно, что ставит вопрос о целесообразности такого рода вливаний», – заявила Голикова. Так, в 2010–2014 годах из федерального бюджета были предоставлены взносы в уставные капиталы 67 акционерных обществ с госучастием, включенные также в прогнозные планы приватизации на общую сумму 740 млрд руб. «Наиболее крупные объемы бюджетных ассигнований были выделены ОАО «РЖД» (около 380 млрд руб., или более 50% всех средств), ОАО «Россельхозбанк» (более 100 млрд руб., или 15%), ОАО «РусГидро» (65 млрд руб., или 9%), ОАО «Роснано» (47 млрд руб., или 6%)», – пояснила глава СП. При этом результаты проверок аудиторов СП свидетельствуют о том, что большая часть таких вложений использовалась в качестве взносов в уставные капиталы компаний. «Средства остаются на счетах организаций, размещаются на депозитах, а проценты от их размещения, согласно законодательству, становятся собственностью компаний. То есть происходит фактическое беспроцентное кредитование государством акционерных обществ», – подчеркивает Татьяна Голикова.

Низкой эффективностью бюджетных расходов недовольны также и в самой Госдуме. «Нас по-прежнему не удовлетворяет крайне низкое исполнение государственных программ», – сообщил Сергей Нарышкин. Главным же критерием эффективности расходов для всех ветвей власти, по мнению Нарышкина, должна оставаться результативность использования каждого бюджетного рубля.

Впрочем, оценивать собственную бюджетную эффективность Госдума предполагает сама. Нарышкин, по его словам, не понимает «логику уважаемых сотрудников Министерства финансов» в части сокращения расходов на законодательную и судебную ветви власти. «Я не думаю, что профессиональные финансисты могут оценивать эффективность их работы, да и не должны этого делать», – отметил он. И потребовал согласовывать с Госдумой ее собственный бюджет.

Обращаясь же в ходе парламентских слушаний к главе Минфина Антону Силуанову, Сергей Нарышкин напомнил про ранее озвученное требование президента РФ относительно того, что необходимо не просто оптимизировать бюджетные расходы, а сокращать именно неэффективные траты и издержки. К слову, еще в феврале текущего года на заседании президиума Госсовета президент РФ Владимир Путин подчеркивал, что повышение эффективности бюджетных расходов за счет их механического сокращения, несмотря на очевидность, – подход недопустимый. «На первый план выходит принцип рачительного, адресного использования бюджетных средств», – пояснял он тогда.

«К сожалению, в настоящее время у нас преобладает не программно-целевой, а порученческий подход, когда мы формируем бюджет исходя из решений, которые были приняты ранее», – сообщил глава Минфина. По его словам, нужно провести перезагрузку системы госпрограмм, чтобы «превратить их в реальный инструмент повышения эффективности бюджетных расходов». В частности, отметил он, нужно уделять большее внимание обоснованию целей и результатов использования бюджетных средств. «Соответственно нужны и изменения в формате бюджета, он должен представляться и рассматриваться в программном варианте, а не функциональной структуре, как это происходит сейчас», – сообщил глава Минфина.

Что же касается самих критериев эффективности расходования бюджетных средств, то здесь эксперты «НГ» согласны с позицией СП. «Действительно, бюджетное законодательство слишком формально определяет критерии эффективности расходования денежных средств», – соглашается аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. Тот факт, что сами ведомства зачастую сами себе устанавливают плановые значения, говорит об отсутствии реального их обоснования.

«Без четкой системы критериев и целевых показателей непонятны принципы принятия решений о финансировании той или иной задачи», – соглашается директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Приоритеты госрасходов часто выставляются исходя из политического веса получателя бюджетных денег или затрат прошлых периодов.

«Целесообразно ввести для всех чиновников аналог так называемых KPI – key perfomance index – ключевых показателей производительности, применяемый к менеджерам», – предлагает руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. Аналогичные критерии должны быть и для бюджетных расходов. Так, показатели продолжительности жизни граждан, заболеваемости, рождаемости, смертности, уровня образования, которые можно было бы привязывать к расходам бюджета и оценке их эффективности. Кроме чисто экономических показателей эффективности нужно использовать и индикаторы удовлетворенности общества качеством госуслуг, советует гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов.

Источник: Независимая Газета

http://www.ng.ru/economics/2015-06-24/4_duma.html

 

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении

Подобрать программу и поступить

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Университет «Синергия» (ИНН: 7729152149, ОГРН: 1037700232558).

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть;
  • Электронный адрес;
  • Номер телефона;
  • Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т. ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и других).
  • Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервисов (Яндекс Метрика и других). При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Политика в отношении обработки персональных данных.pdf

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

DMCA.com Protection Status